Физика


Урок физики в 7 классе
по теме: «Путешествие по бурятской юрте»

Учитель: Афанасьева Галина 
Петровна, учитель физики
МОУ Гильбиринская СОШ



...Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель
Цель урока: изучение юрты с точки зрения физики.
Задачи урока:
1) Обучающие
 - выявление физических процессов, происходящих в юрте
 - продолжать развивать навыки решения расчетных и качественных задач.
2) Развивающие
 - способствовать развитию устной речи учащихся;
- развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной
- развитие чувства товарищества и взаимовыручки.
3) Воспитательные
- способствовать формированию ответственности, самостоятельности;
- воспитывать позитивное отношение к интеллектуальным достижениям одноклассников.


Тип урока: метапредметный, связывающий изучение бурятских традиций с изучением физики
Ход урока
  • Слайд № 1
I. Организационный момент (2 мин).
Учитель.  Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие.
Давайте посмотрим на доску и подумаем, чем же мы сегодня будем заниматься, какова цель нашего урока?
Цель: умение применять знания по физике.


  • Слайд № 2
Учитель.        Нет ни  одного бурята, который не знал бы об огромном значении юрты в жизни бурятского народа. Юрта (на нашем диалекте «hYрэ») – идеальное жилище: зимой в ней тепло, а летом прохладно. У зажиточных бурят юрты были восьмистенные, у бедных – шести, но обязательно количество стен было четное.
  • Слайд № 3
Учитель. По традиции в ней всегда было пять сторон: красная, зеленая, белая, желтая и синяя. Красная – левая сторона, обозначает мужскую половину – там мужчина хранил оружие, которым добывал пищу. В зеленой он берег свое добро, например, шкуры, меха. Белая - центральная сторона – общая. Это место где зарождается семья – спальня. Желтая – правая сторона – это женский угол. В нем хранительница очага держала свое приданое, вещи для детей, там висела люлька. В синей хранилась посуда, утварь. Также в помещении имелся, пристрой, где готовили тарасун. При конструкции юрты буряты учли все законы физики. Рассмотрим некоторые из них.
  • Слайд № 4
Учитель. Согласно закону о всемирном тяготении, открытого английским физиком И. Ньютоном в 1687г., все тела находятся в состоянии взаимного притяжения.  Масса Земли очень большая по сравнению с телами, которые находятся на ней, поэтому все тела притягиваются к ней, в частности крыша юрты. На высоте в центре имелось отверстие – «Yрхэ», где смыкались доски крыши, вот почему число стен четное. Рассмотрим, какие силы действуют. Во-первых, сила тяжести; во-вторых, сумма  сил упругости. Далее обращаемся к геометрии. Здесь сложение векторов, применяем правило параллелограмма. Если юрта узкая, то она неустойчивая. Если слишком широкая – потолок упадет.
  • Слайд № 5
Учитель. Следующее назначение «Yрхэ» - через нее проходит свет, тем самым освещая юрту. Далее «Yрхэ» служил своеобразными солнечными часами. Утром, когда первые лучи солнца касались верхних стен, наступала пора дойки коров и выгон скота на пастбище. Когда же лучи доходили до емкости с «курунгой» – «торходо» - значит пора гнать «тарасун» – «тогооной архи». Таким образом, буряты жили по своему, но очень точному астрономическому и биологическому времени, сложившемуся веками.
  • Слайд № 6
Учитель. В центре юрты находился очаг – «гуламта», который давал тепло. Дым от «гуламта» шел к  «Yрхэ». Это третье предназначение «Yрхэ» - дымохода.  Какое явление использовано при устройстве очага в центре юрты? Ответ: согласно явлению конвенции, теплый воздух поднимался вверх зимой, а летом юрта проветривалась. Таким образом, в ней всегда был поток воздуха, своего рода сквозняк. А по законам биологии его не могут переносить  не только тараканы и клопы, но и любые микроорганизмы. Вот почему в юрте всегда стерильно.
  • Слайд № 7
Учитель. Юрту делали из дерева, а крышу укрывали еще дерном, у восточных бурят укрывали войлоком. Почему применяли именно эти материалы? Ответ: потому что эти материалы обладают  плохой теплопроводностью – зимой тепло, а летом - прохладно.
  • Слайд № 8
Учитель: Работаем в группах. У вас на столах  конверты с задачами. Открываем синий конверт – здесь качественные  и расчетные задачи по пройденным темам. Каждая группа оформляет результаты своей работы на доске. Удачи вам!
Группа 1: 1.Какое физическое явление используют при обработке шкур животных?
2.С каким видом теплопередачи связано движение воздуха в юрте?
3.Рассчитайте массу воздуха в юрте объемом 85 м3, если плотность воздуха равна 1,29 кг/м3.
Группа 2.: 1.Чем отличаются молекулы сливочного масла от молекул сметаны?
2.Назовите способ замедления скорости диффузии.
3.Рассчитайте массу войлока необходимого для боковых стен юрты диаметром 7 м и высотой 2 м, если плотность войлока равна 0,27 г/см3. (Объем цилиндра определите по формуле: V=πR2h)
Группа 3: 1.Какой вид теплопередачи сопровождается переносом вещества?
2.Назовите способ увеличения скорости диффузии.
3. Рассчитайте массу войлока необходимого для крыши юрты радиусом крыши r=3 м, радиусом Yрхэ R=1,2 м и высотой 1,5 м, если плотность войлока равна 0,27 г/см3. (Объем усеченного конуса рассчитайте по формуле: V=1/3πh(r2+R2+rR).
  • Слайд № 9
Учитель. Подведем итоги нашего путешествия по бурятской юрте.
1.В чем назначение Yрхэ?
2.Почему в юрте стерильно?
3.Почему летние юрты покрывают войлоком, а не другим материалом?
Сделаем вывод: Удивительно мудро сконструирована юрта для жизни людей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий